Чердак да Винчи (фоторепортаж)

В старинном здании скрыты сотни фресок и мозаик — их уничтожают каждый год, но создают снова

Здание архитектурной академии на площади Ленина, образец торжественной сталинской архитектуры, выглядит строго и мрачно: это не купеческий особняк, который старается понравиться каждому прохожему. И, как и любой вуз в наше подозрительное время, здание закрыто для всех, кроме студентов. Тем удивительнее обнаружить, что за суровым экстерьером скрывается нечто совсем противоположное. Секретная достопримечательность площади Ленина — лестничные пролёты архитектурного университета. Студенты ежегодно покрывают их фресками, мозаиками и прочими произведениями искусства. Корреспондент НГС.АФИША прогулялась по самым красивым лестницам в городе и узнала, как рождаются эти картины и сколько они живут.

Учебное заведение на площади Ленина — старый, но регулярно меняющий названия вуз: сейчас его именуют «Новосибирским государственным университетом архитектуры, дизайна и искусств», а ещё недавно он был известен как архитектурно-художественная академия. Потайной достопримечательностью — лестницами, на которых студенты тренируются в различных техниках изобразительного искусства, — он обзавёлся более десяти лет назад.

Вообще, в коридорах НГУАДИ очень много скульптур, инсталляций, стендов с проектами студентов-дизайнеров и архитекторов и тому подобного. Но эффектнее всего выглядят именно боковые лестницы — южная и северная. С улицы их (при вечернем освещении) немного видно. 

Например, если вы идёте по Орджоникидзе, стоит заглянуть через сплошное остекление — и оттуда выглянут яркие росписи.

Боковые лестницы — это тренировочная площадка для старшекурсников факультета монументально-декоративного искусства. Ежегодно старшекурсники покрывают всё свободное пространство с первого по пятый этаж упражнениями в разных стилях и техниках.

Результат — более сотни квадратных метров стен, покрытых сотнями сюжетов и персонажей: от климтовских томных красавиц до византийских святых, от космонавтов до гейш.

Студенты создают как копии известных произведений искусства и вариации-подражания художникам прошлого, так и оригинальные работы.

«Мы рисуем на этой южной лестнице в сибирские морозы и похожи на бомжей, потому что надеваем на себя всю рабочую одежду,

— описывает процесс один из студентов в своём инстаграме. — И сидим с горячим дымящимся чаем у своей стены и пишем работу. А когда темнеет, нас это не останавливает. Мы включаем софиты и дальше пишем до посинения…».

Боковые лестницы с их огромными окнами, живописной запущенностью и изобилием искусства выглядят раем для «инстаграмера» (или любителя фотозагадок). Чаще всего попавшие туда фотографируют копию микеланджеловского «Сотворения Адама» на верхнем этаже южной лестницы.

Первый человек и его создатель парят над любопытными гостями, созерцая через окно площадь Ленина.

«Техника итальянской фрески требует от художника решительности и темперамента. Работа пишется по сырой [поверхности], и уже ничего нельзя исправить», — комментирует ректор НГУАДИ Наталья Багрова, показывая корреспонденту НГС.АФИША тайную красоту своего университета.

Среди лестничных экспонатов много работ в технике сграффито, промежуточной между росписью и рельефом. Её суть в том, что сначала художник наносит несколько слоёв грунта разного цвета, а потом процарапывает изображение.

Сграффито изобрели в средневековой Италии, расцвело оно при Ренессансе, затем снова обрело популярность на рубеже XIX–ХХ века, в эпоху ар-нуво. А в России в особом почёте оказалось в советские времена.

Внизу южной лестницы — ряды византийских мозаик. Наталья Багрова любит предложить гостю быстро выбрать одного, самого близкого по духу персонажа: «Это немного похоже на психологические тесты».

Росписи и рельефы на лестницах — учебные работы, поэтому к ним относятся спокойно: написанное или выгравированное прямо на стенах студенты следующего курса перекроют новыми фресками.

Таким образом своеобразная экспозиция обновляется каждый год. 

Когда-то, кстати, такое отношение к работе художника в принципе было нормой: представление о безусловной ценности визуального наследия появилось у человечества совсем недавно. Так, изучая историю, скажем, старинных церквей всегда удивляешься тому, с какой лёгкостью в них закрашивали вышедшие из моды фрески позапрошлого века.

Впрочем, Наталья Багрова отмечает, что хочет найти способ сохранять работы студентов. Также есть планы задействовать главную лестницу университета.

Впрочем, и это не предел: резидентам НГУАДИ удаётся поработать и на более публичных площадках. Например, этой осенью студентка шестого курса Светлана Соловьёва в рамках фестиваля «Графит науки» изобразила на стене торгового центра Академгородка фрагмент коллайдера. 

Читайте также:

Семь лучших сериальных премьер 2017 года: от правдивой истории о психологии убийц до мыльной оперы, которая оказалась чем-то совсем другим. 

Источник: news.ngs.ru

spacer

Оставить комментарий